Внедрение системы дифференциации ставок страховых взносов кредитных организаций
Важным моментом в дальнейшем развитии системы страхования вкладов следует считать внедрение системы дифференциации ставок страховых взносов кредитных организаций. История вопроса берет свое начало с 2008 года.
Все это потребует значительных усилий и времени, как минимум, два-три года. Но начинать работу следовало бы уже сегодня – благо, что успешный опыт функционирования таких систем достаточно обширен, и количество стран, применяющих такую систему взносов, постоянно растет. В числе последних примеров можно назвать Казахстан и Малайзию, внедривших системы дифференцированных взносов в 2007 – 2008 гг., а также США и Турцию, недавно кардинально изменивших действовавшие ранее методы оценки рисков для целей взимания взносов с банков.
Готовится предложение по дифференциации нормативов отчислений кредитных организаций в фонд страхования вкладов.
В 2005 году впервые был поставлен вопрос о мониторировании банковских ставок по депозитам.
Предполагается, что размер отчислений кредитных организаций в фонд страхования вкладов должен находиться в прямой зависимости от «внутреннего рейтинга» и должен устанавливаться Агентством страхования вкладов.
Система дифференциации может быть готова к внедрению к 2014 году. Участники рынка поддерживают инициативу, подчеркивая, что банкам давно пора отчислять средства в страховой фонд АСВ с учетом своих рисков. Т.к. будет установлена прямая зависимость между степенью «рискованности» политики и отчисляемых банком страховых взносов.
«Однако эта программа потребует некоторых изменений закона о страховании вкладов, поэтому нам предстоит еще много работы, прежде чем она начнет действовать», — отметил заместитель гендиректора АСВ Андрей Мельников[23].
В вопросе конкретных сроков внедрения системы дифференциации важно учитывать следующие моменты:
1. Необходимо внесение изменений в федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», поскольку его действующая редакция устанавливает, что взносы для всех банков едины.
2. Необходимо время на разработку и согласование с Банком России, а также обсуждение с банками – участниками системы страхования вкладов (в лице банковских ассоциаций) самой методологии ранжирования банков и шкалы ставок взносов.
3. Система дифференцированных взносов может быть введена только при условии, когда все участники системы обеспечения финансовой стабильности придут к мнению о достаточно высоком качестве отчетности банков.
4. Необходимо также обеспечить разработку механизма получения Агентством информации, позволяющей определить ставки взносов для каждого банка-участника. Для решения этой проблемы, как показывает мировая практика, существует три подхода:
1) предоставить Агентству доступ к отчетности банков, представляемой ими в надзорный орган, а также к иной надзорной информации;
2) вменить в обязанности надзорного органа самостоятельно рейтинговать банки и передавать Агентству эти данные для расчета суммы причитающихся к уплате каждым банком взносов;
3) обязать банки публично раскрывать свою отчетность в таком объеме, который позволит рассчитывать показатели, максимально адекватно отражающие профиль рисков каждого банка. В наиболее желательном случае можно использовать комбинацию из этих подходов, взяв количественные показатели, базирующиеся на публичной отчетности банков, и дополнив их качественным показателем – надзорным рейтингом банков .
Главное на сайте
Фонды и фондовый рынок
По разнообразию финансовых инструментов и групп участников российский финансовый рынок вполне сопоставим с мировым.
Ипотечное кредитование
В настоящее время в России в числе первоочередных задач социально-экономического развития стоит задача формирования рынка доступного жилья посредствам создания условий для увеличения платежеспособного спроса населения на жилье, и увеличения объемов жилищного строительства.