Показатели кредитоспособности клиента банка
Хозяйствующие субъекты часто прибегают к услугам коммерческих банков, чтобы покрыть свою дополнительную потребность в денежных средствах.
Кредитная сделка предполагает взаимоотношения двух равноправных партнеров: кредитора (банка) и заемщика (клиента). Кредитор (заимодавец) передает заемщику объект сделки - ссуженную стоимость (кредит) на условиях платности, возвратности, срочности и обеспеченности, но при этом остается собственником объекта сделки.
В каждой кредитной операции для кредитора присутствует элемент риска - невозврата ссуженной стоимости заемщиком, неуплаты процентов по ссуде, нарушения ее срока и др. Наличие подобного риска и его зависимость от многих факторов (объективных и субъективных) делают необходимым выбор банком критериальных показателей, с помощью которых можно оценить вероятность выполнения клиентом условий кредитного договора.
Кредитоспособность предприятия - это его способность своевременно и полно рассчитываться по своим долговым обязательствам с банком. Кредитоспособность выражает сложившееся финансовое состояние клиента, которое дает возможность банку сделать правильный вывод об эффективности его работы, способности погасить кредит (включая и проценты по нему) в установленные кредитным договором сроки.
Важно также изучить деловую репутацию клиента и его поведение на товарном и финансовом рынках. Перечень показателей, характеризующих кредитоспособность предприятия, зависит от целей и задач анализа, сроков кредитования, состояния кредитных отношений банка с заемщиком. Определение кредитоспособности клиента представляет собой комплексную качественную оценку финансового состояния, позволяющую принять обоснованное решение о выдаче кредита.
Анализ условий кредитования предполагает изучение:
"солидности" клиента, т.е. своевременности расчетов по ранее полученным кредитам;
способности заемщика производить конкурентоспособную продукцию;
его прибыльности (доходности);
финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности баланса;
эффективности использования имущества (оборачиваемости и рентабельности активов);
цели испрашиваемого кредита;
величины кредита с учетом ликвидности баланса клиента;
возможности погашения кредита за счет залоговых прав, предоставленных поручительств и гарантий и реализации заложенного имущества;
обеспечение кредита активами заемщика, включая и высоколиквидные ценные бумаги.
Для определения кредитоспособности клиента необходимо установить критериальный уровень выбранных оценочных показателей и их классность (рейтинг). Исходя из класса кредитоспособности заемщика выявляют условия предоставления кредита (размер ссуды, срок выдачи, форма обеспечения, процентная ставка). Клиентов по характеру кредитоспособности банки систематизируют на три-пять классов. Критериальные показатели на уровне средних величин служат основанием отнесения заемщика ко второму классу, выше средних - к первому, а ниже средних - к третьему классу.
Рейтинг, или значимость показателя в системе, устанавливают специалисты банка для каждого заемщика в отдельности исходя из кредитной политики и ликвидности его баланса. Например, высокая доля кредитных ресурсов в пассиве баланса, наличие просроченной задолженности по ссудам банка повышает роль коэффициентов ликвидности. Отвлечение ресурсов банка в кредитование постоянных материальных запасов, низкое значение величины чистого оборотного капитала, т.е. менее 10 % общего объема оборотных активов, повышает рейтинг коэффициента финансовой независимости. Перекредитование клиента выдвигает на первый план уровень коэффициента общей ликвидности (покрытия).
Главное на сайте
Фонды и фондовый рынок
По разнообразию финансовых инструментов и групп участников российский финансовый рынок вполне сопоставим с мировым.
Ипотечное кредитование
В настоящее время в России в числе первоочередных задач социально-экономического развития стоит задача формирования рынка доступного жилья посредствам создания условий для увеличения платежеспособного спроса населения на жилье, и увеличения объемов жилищного строительства.