Операции центрального банка
Например, коммерческий банк должен отдать центральному банку 10 % от депозитов, но последний считает, что денег в экономике еще много, и увеличивает норму обязательных резервов до 20 %, соответственно денег у коммерческого банка остается меньше и он сокращает кредитование. И наоборот. При снижении или увеличении нормы обязательного резервирования центральный банк обязательно учитывает эффект мультипликации.
Уклонение банков от создания обязательных резервов приводит к штрафным санкциям, которые заставляют банки подчиняться центральному банку, что и позволяет относить этот метод к административному. Нормы минимальных резервов могут устанавливаться дифференцированно как по видам вкладов, так и по видам деятельности (банк занимается долгосрочным либо краткосрочным кредитованием, ценными бумагами и т. д.), по условиям работы (хорошо работающим — одна норма резерва, плохо работающим — другая), в зависимости от валютной политики (если банк занимается валютными операциями и необходимо расширить по валюте резервы, то норма больше и наоборот).
Исторически обязательные минимальные резервы появились в результате необходимости для коммерческого банка иметь ликвидные резервы на случай налично-денежных платежей. В настоящее время минимальные резервы, во-первых, должны обеспечить постоянный уровень ликвидности банка, во-вторых — являться инструментом центрального банка для регулирования денежной массы и кредитоспособности коммерческого банка.
К селективным методам увеличения или уменьшения денежной массы относятся:
• прямое ограничение размеров кредита, введенное после Второй мировой войны во Франции, ФРГ и принявшее форму установления предельных лимитов по учету векселей для определенных банковских учреждений. В Японии за сверхлимитный учет векселей с банка взимается штраф, что ограничивает возможности переучета векселей и соответственно увеличения денежной массы. В Нидерландах и Швейцарии устанавливается предел темпов роста кредитных операций;
• контроль по отдельным видам кредитов. Часто практикуется по кредитам под залог биржевых ценных бумаг, по потребительским ссудам, по ипотечному кредиту. В этом случае в законодательном порядке устанавливается предельная норма залога, что сокращает возможности кредитования. Например, увеличение нормы залога до 50 % приводит к тому, что заемщик получит кредит в размере лишь 50 % стоимости залога, а 50 % он должен иметь в наличии, спрос на такой кредит соответственно уменьшится, и наоборот, уменьшение нормы залога до 20 % приведет к тому, что размер выдаваемого кредита составит 80 % стоимости залога и добавить надо будет для покупки лишь 20 % стоимости, что расширит спрос на кредит;
• целевое назначение кредитов, когда в зависимости от целей и видов кредитов устанавливаются дифференцированные ставки процента.
В 80-е гг. XX в. появилось новое направление в денежной теории — монетаризм, представители которого считали, что не всегда можно использовать кредитную экспансию или рестрикцию для регулирования экономики. Это связано с тем, что период времени от проведения мероприятий, например снижения учетной ставки, до получения эффекта увеличения темпов роста экономики колеблется от 5 до 21 мес. в условиях кризиса и 13—14мес. в условиях подъема. Поэтому, по их мнению, необходимо осуществлять политику таргетирования, т. е. проводить равномерное расширение денежной массы от 3 до 5 % в год, чтобы обеспечить оптимальное поступление денег в экономику для соответствующего экономического роста.
Еще одно направление, появившееся в последние годы, — неоконсервативная политика. Основывается на монетаристской теории, но считается, что регулирования не требуется, все должно происходить стихийно. Контроль за денежной массой происходит в соответствии с уровнем, соответствующим долговременному темпу роста экономики.
Главное на сайте
Фонды и фондовый рынок
По разнообразию финансовых инструментов и групп участников российский финансовый рынок вполне сопоставим с мировым.
Ипотечное кредитование
В настоящее время в России в числе первоочередных задач социально-экономического развития стоит задача формирования рынка доступного жилья посредствам создания условий для увеличения платежеспособного спроса населения на жилье, и увеличения объемов жилищного строительства.