Организационная структура коммерческого банка
— Управление депозитных операций, осуществляющее депозитные операции (прием и выдачу вкладов) и занимающееся эмиссией и размещением собственных ценных бумаг (акций, облигаций, векселей, сертификатов);
— Управление кредитных операций, проводящее краткосрочное и долгосрочное кредитование; кредитование населения; нетрадиционные банковские операции, связанные с кредитованием, таких как лизинг, факторинг и т. д.;
— Управление посреднических и других операций, которое , связано с проведением гарантийных операций и операций по доверенности (трастовые операции), комиссионных операций, факторинговых услуг, посреднических услуг, операций с ценными бумагами (размещение, хранение и продажа);
— Управление организации международных банковских операций, осуществляющее валютные и кредитные операции с привлечением валютных вкладов, покупку валюты, предоставление валютных кредитов, проведение международных расчетов;
— Учетно-операционное управление, включающее операционный отдел, отдел кассовых операций, расчетный отдел, занимается проведением расчетно-кассового обслуживания клиентов.
Для выполнения штабных функций, как уже отмечалось, в банке формируются определенные службы, включающие: административно-хозяйственный отдел; юридический отдел, в котором юристы проверяют правильность оформления документов, составления договоров, проведение трастовых операций (представление клиента в суде); отдел кадров, который занимается подбором и расстановкой кадров; отдел эксплуатации и внедрения вычислительной техники; бухгалтерию.
В силу того что организационную структуру разрабатывает Совет директоров банка, она может быть индивидуальной для каждого банка и зависеть от той совокупности банковских операций, которые выполняет банк. Однако в целом организационная структура может строиться по отраслевому или по территориальному признаку, например, отдел кредитования может включать отделы по кредитованию отдельных отраслей экономики и территориальных подразделений. Приведем пример организационной структуры (рис. 3).
Поэтому чаще всего банк имеет смешанную структуру построения, однако при этом он ориентируется либо на централизованный тип управления, либо на децентрализованный. При централизованной организационной структуре в банке существует четко вырисованная вертикаль власти: сотрудники подчинены в соответствии с их функциональными обязанностями, т. е. если сотрудник занимается ведением бухгалтерского учета, то он подчинен главному бухгалтеру, а если задача сотрудника состоит в получении прибыли, он подчинен органу, управляющему ресурсами. При децентрализованной структуре деление происходит по видам продуктов: ценные бумаги (управление ценных бумаг), кредитование (кредитное управление).
Практически каждый банк, выбирая свою организационную структуру, должен обращать внимание на то, что для органа, управляющего ресурсами банка, главной целью является получение прибыли, а для главного бухгалтера — максимальная правильность в проведении и отражении операций. В соответствии с этим, как правило, формируется двухуровневая система совершения сделки:
• фронт-офис — подразделение, заключающее сделки;
• бэк офис — подразделение, оформляющее сделки.
Иногда к ним прибавляется и третья система — бухгалтерия, осуществляющая учет сделок. Однако, как правило, трехуровневая система редко используется в российских банках.
Главное на сайте
Фонды и фондовый рынок
По разнообразию финансовых инструментов и групп участников российский финансовый рынок вполне сопоставим с мировым.
Ипотечное кредитование
В настоящее время в России в числе первоочередных задач социально-экономического развития стоит задача формирования рынка доступного жилья посредствам создания условий для увеличения платежеспособного спроса населения на жилье, и увеличения объемов жилищного строительства.