Надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков
Расширение функций и деятельности коммерческих банков привело к необходимости законодательного закрепления их функционирования, введения определенного контроля и надзора за их деятельностью. Создание правового поля банковской деятельности стало необходимым и возможным только с возникновением и развитием банковской системы, в которой основным звеном стал центральный" банк. В странах с развитой рыночной экономикой за достаточно продолжительный период времени сложился крупный массив законодательства (законы, инструкции, билли), регулирующий разнообразные вопросы осуществления банковской деятельности — от создания банков и кредитных учреждений, лицензирования, ведения операций, контроля их деятельности вплоть до реорганизации и банкротства.
Именно этот комплекс законодательных и нормативных актов позволил центральным банкам более полно и эффективно осуществлять функции органа банковского регулирования и надзора за деятельностью банков. Однако нужен постоянный надзор и контроль за выполнением этих законодательных актов и правильностью проведения банковских операций. Все это необходимо в силу высокой значимости самих банков для развития экономики. Банки, являясь кровеносной системой экономики, должны быть финансово устойчивыми, развивающимися организациями. Только в этом случае экономика будет работать стабильно, без сбоев. Частые банкротства банков приводят к кризисным потрясениям в самой экономике. Для предотвращения таких явлений на центральный банк страны возлагается важная функция — контроль и надзор за банковской системой. Главная цель надзора — поддержание стабильности банковской системы, зашита интересов вкладчиков и кредиторов.
Эффективные принципы банковского надзора получили закрепление в документах Базельского комитета по банковскому надзору. Базельский комитет выработал 25 принципов надзора, которые определили основные направления совершенствования и проявления банковского надзора на разных стадиях нахождения банковской системы и коммерческого банка в частности, от момента ее возникновения до банкротства. Эти принципы относятся к:
• предварительным условиям для эффективного банковского надзора (принцип 1);
• лицензированию и структуре (принципы 2—5);
• пруденциальным нормам и требованиям (принципы 6—15); методам постоянного банковского надзора (принципы 16—20);
• требованиям к информации (принцип 21);
• официальным полномочиям органов банковского надзора (принцип 22);
• международным банковским операциям (принципы 23—25).
Кроме самих принципов, документ содержит объяснение различных методов, которые могут быть использованы надзорными органами при их применении.
Эффективная система надзора предполагает четко определенные обязанности, функции и цели для каждого органа, вовлеченного в осуществление банковского надзора. Каждый орган должен обладать оперативной самостоятельностью и необходимыми ресурсами. Для банковского надзора необходима также соответствующая правовая основа, включающая требования, относящиеся к лицензированию банковских учреждений и к надзору над ними в процессе функционирования; полномочия по проверке соблюдения законов, равно как и вопросов надежности, безопасности и устойчивости банков; правовую защиту для органов банковского надзора и их сотрудников.
Должны быть обеспечены правовые условия для обмена информацией между различными органами банковского надзора и конфиденциальности такой информации. Должны быть четко установлены разрешаемые виды деятельности юридических лиц, которые лицензируются и подлежат надзору в качестве банков.
Главное на сайте
Фонды и фондовый рынок
По разнообразию финансовых инструментов и групп участников российский финансовый рынок вполне сопоставим с мировым.
Ипотечное кредитование
В настоящее время в России в числе первоочередных задач социально-экономического развития стоит задача формирования рынка доступного жилья посредствам создания условий для увеличения платежеспособного спроса населения на жилье, и увеличения объемов жилищного строительства.