Пути совершенствования банковской системы Республики Беларусь
Сегодня в общественном сознании банковская сфера поставлена вровень с такими важнейшими институтами, как государство и безопасность, рынок и макроэкономическая стабильность. Сильная национальная банковская система в состоянии выступить как надежный инструмент экономической политики государства, слабая – наоборот, в состоянии многократно усилить образовавшиеся негативные процессы. Но следует признавать и обратное воздействие состояния реального сектора экономики на банковский сектор. Банковская система неотвратимо приобретает те же оттенки, которые характерны для всей экономической системы.
Для повышения устойчивости функционирования банковской системы Беларуси необходимо решить целый комплекс вопросов макроэкономического характера. В первую очередь это достижение макроэкономической стабилизации, при которой уровень инфляции (и обменного курса национальных денег) будет предсказуем на достаточно длительном отрезке времени. Сегодня банки находятся под постоянной угрозой сокращения объемов сбережений домашних хозяйств и потери своей ресурсной базы. Это вынуждает их в свою очередь еще более ответственно относиться к проблеме диверсификации активов и выдаче кредитов реальному сектору. Низкий уровень инфляции позволит Национальному банку понизить ставку рефинансирования и все остальные процентные ставки (прежде всего, по привлечению денежных средств от домашних хозяйств), а также уменьшить до минимума норму обязательного резервирования и тем самым дать дополнительные средства на рынок банковских кредитов.
Существует необходимость в создании и развитии системы финансовых институтов рыночной инфраструктуры. Основная инфраструктура по развитию в Беларуси фондового рынка была создана еще в середине 1990-х годов. В стране функционирует Белорусская валютно-фондовая биржа. За развитие фондового рынка в Беларуси отвечают такие государственные органы власти, как Национальный банк Республики Беларусь, Комитет по Ценным бумагам Республики Беларусь, Республиканский Центральный Депозитарий по Ценным бумагам Республики Беларусь. В стране создана информационно-аналитическая система, освещающая итоги обращения выпущенных в стране ценных бумаг, информацию о деятельности эмитентов и участников рынка ценных бумаг, новости фондового и финансового рынков Республики Беларусь. Вместе с тем в Беларуси институты денежно-кредитной системы недостаточно развиты. До настоящего времени нет таких институтов, как пенсионные, всевозможные взаимные и паевые фонды, кредитные союзы, отсутствуют правовые основы для создания инвестиционных и венчурных фондов.
Одной из основных причин неразвитости в стране фондового рынка является то, что Беларусь остается одной из немногих постсоциалистических стран, где еще не была проведена полноценная приватизация государственной собственности. Доля госсектора в структуре экономики страны составляет около 70%. Приватизация является необходимым условием того, что профессиональные участники рынка ценных бумаг Беларуси получат возможность зарабатывать на национальном фондовом рынке.
В Беларуси сегодня финансовые услуги предоставляют страховые организации, лизинговые компании и РУП «Белпочта», такие институты как пенсионные и инновационные фонды находятся в стадии становления. Наиболее ресурсоемким является страховой сектор Республики Беларусь. На 1 января 2011 г. он включал в себя 24 страховые компании, 8 из которых находились под контролем иностранного капитала, 8 – государственного, 8 – частного. Вместе с тем по такому показателю, как доля собранных страховых взносов по отношению к ВВП, составляющему 0,82%, Беларусь значительно отстает от большинства европейских стран [19, с. 12].
Сегодня в рейтинге Всемирного банка по показателю «кредитование» Беларусь находился на 112 месте. Одним из шагов по улучшению сложившейся ситуации может стать совершенствование законодательства в части залогов и обеспечения кредитов. Сейчас в единый реестр залога, на который обязаны опираться банки при выдаче кредитов, включены только данные о залоге недвижимости и автотранспорта. Необходимо дополнить данный реестр такими позициями, как ценные бумаги, сельскохозяйственная и иная техника, другое имущество. Это позволит сделать кредит более доступным для бизнеса [10, с. 29].
Существенно актуализируется вопрос привлечения иностранных ресурсов и капиталов, развития конкуренции среди банков.
В целях повышения надежности финансово-кредитной системы 21 июня 2011 г. был принят Указ Президента Республики Беларусь №261 «О создании ОАО «Банк развития Республики Беларусь». Основной целью этой организации будет являться развитие системы финансирования государственных программ и социально значимых инвестиционных проектов. Действующий в настоящее время механизм финансирования (в том числе льготного) приоритетных государственных программ далек от идеала. Его несовершенство способствует нарастанию системных рисков в банковском секторе и, в конечном счете, препятствует устойчивому экономическому развитию как страны в целом, так и банковской системы в частности. Создание Банка развития будет способствовать повышению оперативности, ответственности и эффективности при принятии решений по выбору и финансовой поддержке ключевых инвестиционных проектов при одновременном снижении основных рисков банковского сектора, которыми являются кредитный риск и риск ликвидности. Будет устранено квазибюджетное финансирование, что повысит прозрачность статистической информации в частности и работы экономики в целом [19, с. 11].
Главное на сайте
Фонды и фондовый рынок
По разнообразию финансовых инструментов и групп участников российский финансовый рынок вполне сопоставим с мировым.
Ипотечное кредитование
В настоящее время в России в числе первоочередных задач социально-экономического развития стоит задача формирования рынка доступного жилья посредствам создания условий для увеличения платежеспособного спроса населения на жилье, и увеличения объемов жилищного строительства.