Налоговая политика государства
В поисках оптимальной схемы налогообложения ученые с помощью эмпирических методов пытались найти предельные ставки налогов, выше которых предприниматели теряют стимул к производству. Широкую известность приобрела кривая Лэффера, названная по имени американского экономиста А. Лэффер.
Генезис налоговой политики России конца XIX–начала XX в. наиболее полно раскрыл С.Ю. Витте. При формировании налоговой политики он исключительно важную роль отводил обоснованию налогового бремени. Правом устанавливать налоги государство должно пользоваться очень разумно и осторожно, в противном случае высокое налоговое бремя может стать тормозом развития производства, привести к обнищанию населения.
Современная российская налоговая система по уровню тяжести налогового бремени далека от совершенства. Сравнения её с зарубежными показателями некорректны, т.к. слишком велико различие в уровнях и структуре доходов населения.
Витте был последователем представителей классической экономической теории, прежде всего А. Cмитa. Поддерживая основополагающие положения налогообложения - всеобщность, равномерность, удешевление издержек взимания налогов, взимание их в наиболее удобное время для налогоплательщиков, сформулированные А. Смитом, он развил их и обосновал новые важные принципы учетом экономических реалий времени, отмечая, что налоговая система должна отличаться продуктивностью и эластичностью, т, е. быть способной доставить государству значительные и неизменно прогрессирующие ресурсы. Именно налоговая система, удовлетворяющая этим требованиям, способна обеспечить ресурсами постоянно растущие государственные потребности. Важно отметить, что идеальной налоговой системы нет, и можно вести речь лишь о том, как налоговая система приближается к удовлетворению этих требований.
Не потеряли актуальности рассуждения Витте по общим проблемам теории обложения. В частности, рассматривая объект или источник налога, он подчеркивал, что"капитальная часть имущества должна быть по возможности освобождаема от обложения, т. к: всякий ущерб в размерах капитала ослабляет производительную деятельность страны. Покрывать государственные расходы из народного капитала было бы равносильно тому, как если бы частное лицо, не удовлетворяясь полученным дoхoдoм, стало бы растрачивать свое имущество. Таким образом, объектом или источником налога должен служить преимущественно народный доход".
Витте был сторонником прогрессивного налогообложения остро критиковал пропорциональное обложение дoxoдов за несправедливое неравномерное обложение, подчеркивал, что обременение налогом неимущей части населения ведет часто к накоплению недоимки, которая и служит показателем неудовлетворительности оснований налоговой системы или способов её применения.
В качестве преимуществ прогрессивного обложения Витте выделял большую продуктивность налоговой системы, достигаемую без обременения несостоятельной части населения, а так же отмечал, что крупные доходы и имущества «обладают, прогрессивною экономическою силою накопления богатства".
Проблема приоритета пропорциональных или пpогрессивных налогов все еще остается актуальной. И в настоящее время продолжается острая дискуссия на эту тему.
Страны с экономикой переходного периода, в отличие от стран с развитой рыночной экономикой, заново формировали налоговую политику, механизм её реализации и соответствующую налоговую систему. Очевидно, что это весьма длительный процесс, как подчеркивал.
В странах с нерыночной экономикой переход к новым условиям хозяйствования сопровождался существенными изменениями сложившихся налоговых систем. Это, прежде всего, относится к отмене налогов с оборота, других неналоговых, изъятий. Ключевым требованием является создание принципиально новых налоговых ведомств. Важнейшая задача – создание правовой законодательной основы налогообложения.
Главное на сайте
Фонды и фондовый рынок
По разнообразию финансовых инструментов и групп участников российский финансовый рынок вполне сопоставим с мировым.
Ипотечное кредитование
В настоящее время в России в числе первоочередных задач социально-экономического развития стоит задача формирования рынка доступного жилья посредствам создания условий для увеличения платежеспособного спроса населения на жилье, и увеличения объемов жилищного строительства.