Оценка результатов деятельности АФН в части банковского регулирования и надзора
Необходимо отметить, что казахстанскими банками займы от нерезидентов привлекаются, в основном, по плавающей процентной ставке. В свою очередь, в случае резкого изменения ситуации на мировом рынке и условий кредитных соглашений, банки могут быть неспособны ответить своевременно по своим обязательствам, что может негативно отразиться как на рейтинге отдельного банка, так и всей банковской системы республики.
С этой связи Агентством в 2006 году был предпринят ряд пруденциальных мер, направленных на снижение краткосрочных обязательств перед нерезидентами и повышение валютной ликвидности банковского сектора, в частности, установлены лимиты валютной ликвидности в зависимости от сроков, максимальный лимит краткосрочных обязательств перед нерезидентами, а также снижены лимиты валютной позиции.
Процесс ликвидации банков в Казахстане пережил 3 основных периода:
1) внесудебную ликвидацию банков, когда Национальный Банк Республики Казахстан принимал решение о ликвидации банка и осуществлял процедуру ликвидации под своим контролем (1993 - 1997 годы);
2) судебную ликвидацию банков, когда суд принимал решение о ликвидации банка, назначал ликвидационную комиссию и осуществлял контроль за ее деятельностью (1997 - 2001 годы);
3) суд принимал решение о ликвидации банка и назначал ликвидационную комиссию, контроль за деятельностью которой осуществлял Национальный Банк Республики Казахстан (2001 - 2003 годы).
С введением в действие с 2004 года ряда законодательных актов, регламентирующих вопросы регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций, в силу вступили новые функции контроля за деятельностью временных администраций и ликвидационных комиссий финансовых организаций. Изменения в действовавшее законодательство были внесены по результатам работы и взаимодействия с иностранными консультантами и в целях реформирования финансового сектора. В частности, упразднен институт специального управляющего. Осуществлено закрепление за Агентством функций контроля за деятельностью временной администрации, осуществляющей управление финансовой организацией после отзыва у нее лицензии. Агентство наделено полномочиями по назначению состава ликвидационной комиссии, утверждению акта приема-передачи имущества и документов от временной администрации ликвидационной комиссии, утверждению промежуточного ликвидационного баланса и реестра требований кредиторов и состава комитета кредиторов, получению от временной администрации и ликвидационной комиссии периодической отчетности и дополнительной информации. На Агентство возложено проведение проверок деятельности временной администрации и ликвидационной комиссии, принятие решения о привлечении председателя ликвидационной комиссии к административной ответственности. Законодательно установлены ежемесячный размер вознаграждения ликвидационной комиссии, требования к порядку составления (утверждения) сметы расходов временной администрации и ликвидационной комиссии и соблюдению кассовой дисциплины, согласование отчета о ликвидации и ликвидационного баланса и другое.
Кроме того, предусмотрена возможность проведения операции по одновременной передаче обязательств по гарантируемым депозитам и имущества принудительно ликвидируемого банка другим банкам.
Внесение этих изменений в законодательные акты также было направлено на защиту интересов организации системы гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) и страховых выплат в случае возможной ликвидации их участника. Вместе с тем действующим законодательством предусмотрено участие работников организаций системы гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) и страховых выплат в составе временной администрации и ликвидационной комиссии.
В связи с принятием судом решения о принудительной ликвидации АО "Наурыз Банк Казахстан" акционерным обществом "Казахстанский фонд гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц" были начаты выплаты гарантийного возмещения по депозитам физических лиц - вкладчиков банка.
Введение максимального лимита краткосрочных обязательств было вызвано обеспокоенностью надзорного органа высокой волатильностью краткосрочных обязательств и рисками, сопутствующими практике привлечения банками внешних займов с коротким сроком погашения для последующего финансирования долгосрочных проектов, что может негативно отразиться на ликвидности банковского сектора.
Главное на сайте
Фонды и фондовый рынок
По разнообразию финансовых инструментов и групп участников российский финансовый рынок вполне сопоставим с мировым.
Ипотечное кредитование
В настоящее время в России в числе первоочередных задач социально-экономического развития стоит задача формирования рынка доступного жилья посредствам создания условий для увеличения платежеспособного спроса населения на жилье, и увеличения объемов жилищного строительства.