Заключение
На основе теоретического и практического рассмотрения вопросов, касающихся регулирования и надзора деятельности банков второго уровня в Республике Казахстан, нами сделаны следующие выводы и предложения.
1) Необходимость банковского регулирования и надзора обосновывается необходимостью поддержания и укрепления доверия банковской системе, предотвращения нарушений банковских законов и нормативных правовых актов, возможностью понять глубину и установить причину проблем в том или ином банке. Государственное регулирование и надзор за банковской деятельностью направлено на повышение стабильности банковской системы Республики Казахстан и создание условий по недопущению нарушений прав и законных интересов потребителей банковских услуг.
Предпринимаемые Национальным Банком меры по регулированию деятельности банков второго уровня способствуют стабилизации банковского сектора и устойчивости финансовой системы в целом. Деятельность Национального Банка и АФН направлена на решение задач, обозначенных в соответствующих программных документах по развитию секторов финансового рынка, на обеспечение роста и поддержания высокого качества финансовых услуг, а также прозрачность и стабильность финансового рынка.
2) В последние годы Агентством повышенное внимание уделяется рискам банковского сектора, связанным с ростом его внешних обязательств. В этой связи Агентством ежегодно предпринимаются пруденциальные меры, направленные на снижение краткосрочных обязательств перед нерезидентами и повышение валютной ликвидности банковского сектора.
Так ограниченные меры воздействия в 2006 году применены к 20 банкам по 91 факту нарушений банковского законодательства, в том числе затребованы письма-обязательства в 13 случаях, вынесены письменные предписания в 44 случаях, предупреждения в 9 случаях, подписано 1 письменное соглашение. Санкции в виде наложения штрафов были применены в 23 случаях, а также у АО "Валют-Транзит Банк" отозвана лицензия на проведение операций, предусмотренных банковским законодательством в национальной и иностранной валюте.
В январе 2008 года в Агентство поступило 77 обращений физических и юридических лиц, а также других государственных органов. Из общего числа поступивших обращений 50,65% писем затрагивали вопросы деятельности банков второго уровня, 5,19% - по деятельности субъектов рынка ценных бумаг, 10,39% писем - по вопросам деятельности страховых организаций, 33,77% - относительно деятельности накопительных пенсионных фондов.
3) В результате вышеприведенных мер, предпринятых АФН в части регулирования банков второго уровня, наблюдается снижение роста кредитования, что оказывает "охлаждающий" эффект на "перегрев" данного сегмента. Например, рост потребительского кредитования за 2006 год составил 2,6 раз, в I то время как за 2007 год объем выданных потребительских кредитов вырос в 1,6 раза.
В целях укрепления и оздоровления финансового положения, а также улучшения качества работы банков, АФН проводится комплекс административных, юридических, финансовых, организационно-технических и других мероприятий в отношении банков, что и представляет собой консервацию.
Режим консервации банка вводится в случае систематического (в течении 3 последовательных месяцев) невыполнения коэффициента достаточности собственного капитала либо на основании статьи 48 Закона Республики Казахстан "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" и осуществляется за счет средств самого банка.
Регулирование и вектор развития финансового рынка Казахстана направлены на достижение цели , поставленной Главой государства, - в ближайшие 10 лет вывести Казахстан в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. С этим также тесно связаны вопросы стратегического характера , такие как вхождение Казахстана в ВТО, углубление отношений в рамках интеграционных объединений, таких как ЕврАзЭС, ЕЭП, СНГ, ШОС, совершенствование параметров функционирования отечественного финансового рынка с учетом международной практики.
4) Существующие проблемы и возникновение дополнительных рисков в финансовом секторе Республики Казахстан будут решаться в рамках новых инициатив Правительства, Национального Банка и Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций. Этому будет способствовать реализация Концепции развития финансового сектора на 2007-2011 годы, определяющей основные приоритеты развития финансового сектора, а также направления и подходы к государственному регулированию отдельных его секторов.
Ключевую роль на пути более тесной интеграции в мировую экономику играет дальнейшее совершенствование отечественной банковской системы. Либерализация банковского сектора способствует внедрению прогрессивного зарубежного опыта в управлении капиталом, повышению качества менеджмента и, соответственно, уровня развития банковской системы. Вопрос либерализации банковского сектора рассматривается в рамках переговорного процесса по вступлению Казахстана в ВТО. В этой связи исключен ряд ограничений по доступу нерезидентов Республики Казахстан на казахстанский банковский рынок в целях дальнейшей либерализации, а также создания равных условий их деятельности на территории Республики Казахстан.
Главное на сайте
Фонды и фондовый рынок
По разнообразию финансовых инструментов и групп участников российский финансовый рынок вполне сопоставим с мировым.
Ипотечное кредитование
В настоящее время в России в числе первоочередных задач социально-экономического развития стоит задача формирования рынка доступного жилья посредствам создания условий для увеличения платежеспособного спроса населения на жилье, и увеличения объемов жилищного строительства.