Роль Банка России в организации системы страхования вкладов
Взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления и Банка России по отношению к АСВ строится на основе принципа невмешательства.
Отношения Банка России и Агентства основаны в первую очередь на взаимном информировании друг друга по вопросам страхования вкладов.
Взаимоотношения Агентства и банков осуществляются по следующим направлениям.
Агентство вносит банк в реестр банков на основании уведомления о выдаче банку разрешения Банком России и таким образом ставит его на учет в системе страхования вкладов.
Порядок ведения реестра банков установлен решением правления Агентства по страхованию вкладов от 19 февраля 2004 г.
Внесение банка в реестр Агентства по страхованию вкладов происходит в день получения уведомления Банка России. Для банков, уже имеющих лицензию - на день вступления в силу Закона о страховании вкладов, внесение в реестр производится на основании уведомления Банка России, который констатирует факт соответствия банка критериям, позволяющим участвовать в системе страхования вкладов. Внесение в реестр банка осуществляется не позднее следующего рабочего дня со дня получения сказанного уведомления Банка России.
В рамках организационных основ системы страхования вкладов действующее законодательство устанавливает порядок взаимодействия Агентства по страхованию вкладов (АСВ), органов государственной власти, Банка России и кредитных организаций.
В целях выполнения отдельных публичных государственно-властных полномочий Банк России осуществляет управление банковской системой, в том числе путем реализации функций органа банковского регулирования и надзора. Одним из эффективных инструментов, способствующих достижению целей обязательного страхования вкладов физических лиц, выступает банковское регулирование и надзор за деятельностью банков, осуществляемые Банком России в области обязательного страхования вкладов. Преследуя аналогичные экономические и социальные цели, а именно цели поддержания и укрепления финансовой устойчивости банковской системы, обеспечения максимальной защиты прав и законных интересов вкладчиков, банковский надзор позволяет усилить эффективность функционирования системы обязательного страхования вкладов и укрепить к ней доверие со стороны вкладчиков и банковского сообщества.
В частности, по данным Банка России, в 2010 году объем банковских вкладов граждан вырос более чем на 1,5 трлн. рублей и составил 9 трлн. рублей. Хотя банковский депозит является наименее рискованным и наиболее консервативным инструментом приумножения средств. Фактически вклады в банках позволяют лишь компенсировать потери от инфляции: при росте цен в стране в 8,8% средняя ставка по рублевым депозитам, по данным ЦБ, составила 8,5%. Вложившись в ценные бумаги через ПИФы, можно было бы заработать значительно больше: в среднем не менее 22% годовых (по данным Центра макроэкономических исследований компании BDO в России).
Закон о страховании вкладов предусматривает взаимодействие между Агентством и Банком России в рамках закрепленных за ними полномочий, связанных с функционированием системы обязательного страхования вкладов.
Для организации обмена информацией между Агентством и банками–участниками системы обязательного страхования вкладов разработан проект Соглашения об обмене электронными документами. Данный обмен осуществляется по открытым каналам связи сети Интернет посредством электронной почты с использованием средств криптографической защиты информации. Реализация Соглашения позволит ускорить и упростить обмен информацией между банками и Агентством и сократит затраты банков на участие в системе страхования вкладов.
В июле 2004 года депутаты Госдумы приняли закон «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».
«Этот закон уже сыграл свою роль в стабилизации экономики и налаживании доверия граждан. Его целями являются установление правовых, финансовых и организационных основ для осуществления выплат Банка России по вкладам физических лиц признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ, и укрепление доверия к банковской системе Российской Федерации».
Главное на сайте
Фонды и фондовый рынок
По разнообразию финансовых инструментов и групп участников российский финансовый рынок вполне сопоставим с мировым.
Ипотечное кредитование
В настоящее время в России в числе первоочередных задач социально-экономического развития стоит задача формирования рынка доступного жилья посредствам создания условий для увеличения платежеспособного спроса населения на жилье, и увеличения объемов жилищного строительства.