Нормативно – правовое регулирование договора банковского счета
Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих банковскую тайну, могут повлечь уголовную ответственность соответствующих лиц в случаях, предусмотренных в ст. 183 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Ограничение прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, не допускается, за исключением наложения ареста на денежные средства, находящиеся на счете, или приостановления операций по счету в случаях, предусмотренных законом.
Установлены две формы ограничения права владельца счета свободно распоряжаться своими денежными средствами: арест денежных средств и приостановление операций.
Арест налагается компетентным органом не на счет, а на остаток средств на банковском счете, который представляет собой имущество владельца счета, находящееся у третьего лица, т.е. в банке. Поэтому арест ограничивает не только право владельца счета свободно распоряжаться своим имуществом, но и обязанность банка по его возврату путем совершения расходных банковских операций (ст. 27 Закона о банках). В отличие от ареста приостановление расходных операций –иная мера. Она затрагивает только порядок исполнения договора банковского счета и может быть применена как при наличии, так и при отсутствии остатка средств на счете. Эта мера может касаться приостановления всех расходных операций или какой–
либо одной из них [72, c. 44]
Пределы ареста средств на счете по сумме должны быть указаны в решении о наложении ареста. Судебная практика признала неправомерным наложение ареста на весь остаток счета без учета размера задолженности его владельца. При наличии в банке нескольких счетов одного и того же клиента в решении необходимо уточнить, средства на каких счетах подлежат аресту.
Приостанавливать операции по счетам вправе:
1) таможенные органы –
до момента фактической уплаты таможенных платежей (ст. 124 Таможенного кодекса Российской Федерации);
2) руководитель налогового органа –
чтобы обеспечить решение, по которому взыскивается налог или сбор (ст. 76 НК РФ);
Указанное ограничение не распространяется на платежи более льготных очередей;
3) органы казначейства –
в отношении средств республиканского бюджета Российской Федерации, государственных (федеральных) внебюджетных фондов, а также внебюджетных (федеральных) средств, в случаях непредставления (или отказа предъявить) бухгалтерских и финнансовых документов, связанных с использованием указанных средств (ст. 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
4) Центральный банк –
в отношении операций, осуществляемых кредитными организациями по их корреспондентским счетам (ст. 75 Закона о ЦБ РФ);
5) органы и агенты валютного контроля –
в случае непредставления обязанными лицами документов, необходимых для осуществления такого контроля, и сведений по вопросам, возникающим при проверках. Сама эта санкция должна быть направлена исключительно на то, чтобы предотвратить нарушение (подп. «б» п. 1ст. 15 Закона о валютном регулировании).
6) вопрос о возможности приостановления операций по счетам в банках по решению органов налоговой полиции вызывает споры в правоприменительной практике. Федеральным органам налоговой полиции предоставлено право приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках и кредитных учреждениях на срок до одного месяца в случаях непредставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов.
Однако с момента вступления в силу части первой НК РФ органы налоговой полиции утратили функции, связанные с осуществлением налогового контроля, в частности с исчислением и уплатой налогов, что является основанием для приостановления операций по п. 4 ст. 11 указанного Закона о валютном регулировании.
Законом о банкротстве предусмотрено, что применение к должнику ряда процедур в рамках процесса о банкротстве изменяет порядок введения мер по ограничению его права распоряжаться имуществом. Так, в соответствии с п. 1 ст. 81 указанного Закона с момента вынесения определения о введении финансового оздоровления арест имущества должника (иные ограничения) может быть наложен исключительно в рамках процесса о банкротстве. Аналогичные последствия установлены при введении внешнего управления (п. 1 ст. 94). С открытием конкурсного производства снимаются ранее наложенные ограничения по распоряжению имуществом должника. Введение (наложение) новых арестов, иных ограничений не допускается (п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве).
Главное на сайте
Фонды и фондовый рынок
По разнообразию финансовых инструментов и групп участников российский финансовый рынок вполне сопоставим с мировым.
Ипотечное кредитование
В настоящее время в России в числе первоочередных задач социально-экономического развития стоит задача формирования рынка доступного жилья посредствам создания условий для увеличения платежеспособного спроса населения на жилье, и увеличения объемов жилищного строительства.