Компетенция ЦБ РФ
Как известно, в ст. 3 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" установлены три цели деятельности Банка России. Данное обстоятельство, а также закрепление в законодательных нормах организационно-правовых особенностей по достижению данных целей (в частности, открытого перечня выполняемых Банком России функций) позволяют условно дифференцировать виды деятельности Банка России.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 75 Конституции РФ[11] денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Конституцией РФ также предусмотрен порядок назначения и освобождения от должности Председателя Центрального банка РФ (п. "г" ст. 83 и п. "в" ч. 1 ст. 103). Помимо этого, в соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки. Согласно ст. 8, 34 и 74 Конституции РФ не допускается установление каких-либо препятствий для осуществления перемещения финансовых средств и для занятия соответствующей предпринимательской деятельностью, кроме как в пределах, установленных федеральным законом.
Независимость Центрального банка РФ при осуществлении им функций, установленных Конституцией РФ, является основой, главным принципом его конституционно-правового статуса. Согласно Конституции РФ Центральный банк РФ не входит ни в одну из ветвей власти, что дало основания некоторым авторам утверждать о наличии некоей четвертой ветви власти - "денежной власти", представленной Центральным банком РФ[12]. Несмотря на то что в основе выделения Центрального банка РФ в отдельную ветвь власти лежат скорее экономические, чем юридические критерии, нельзя не признать долю истины в подобной позиции.
Независимость Центрального банка РФ проявляется во взаимодействии с другими органами государственной власти и согласно требованиям Конституции РФ должна обеспечиваться в первую очередь организационно-правовыми средствами. Порядок взаимодействия Банка России с другими органами государственной власти (прежде всего с Государственной Думой ФС РФ, Президентом РФ, Правительством РФ) установлен нормами Конституции РФ и Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Указанный Федеральный закон устанавливает необходимость совместной деятельности Центрального банка и Правительства РФ при разработке экономической политики Правительства, единой денежно-кредитной политики, для чего представители Центрального банка участвуют в заседаниях Правительства и наоборот - Банк России и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации. Практика применения указанного Закона не выявила каких-либо жестко конфликтных ситуаций между Правительством и Центральным банком, требовавших вмешательства третьей стороны (Президента или соответствующего суда). Вместе с тем представляется целесообразным законодательное закрепление статуса заключений Центрального банка по вопросам денежно-кредитной политики и процедуры выработки согласованной позиции в случае возникновения непримиримых противоречий в позициях Правительства и Центрального банка РФ[13].
Главное на сайте
Фонды и фондовый рынок
По разнообразию финансовых инструментов и групп участников российский финансовый рынок вполне сопоставим с мировым.
Ипотечное кредитование
В настоящее время в России в числе первоочередных задач социально-экономического развития стоит задача формирования рынка доступного жилья посредствам создания условий для увеличения платежеспособного спроса населения на жилье, и увеличения объемов жилищного строительства.