Текущее состояние и перспективы развития платежной системы Банка России
Становление современной банковской системы началось с создания в 1990 году Государственного банка РСФСР (с 1992 года - Центрального банка Российской Федерации (Банка России) и независимых коммерческих банков, сформированных на базе Госбанка СССР и спецбанков соответственно. В стране зарождалась и стремительно развивалась двухуровневая банковская система. Масштабные институциональные и структурные изменения выдвинули необходимость реформирования и модернизации платежной системы в число первоочередных задач не только для Банка России и банковского сообщества, но и для российской экономики в целом. Исполнение основополагающих принципов деятельности Банка России, направленных на развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, а также защиту и обеспечение устойчивости рубля, было невозможно без обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы и, прежде всего, платежной системы Банка России. Основой платежной системы Банка России стала система МФО Госбанка СССР, использовавшая для проведения платежей и осуществления расчетов бумажные технологии, базирующиеся на почтовом и телеграфном авизовании. Инфраструктуру платежной системы Банка России образуют подразделения расчетной сети Банка России (головные расчетно-кассовые центры, расчетно-кассовые центры), действующие в составе территориальных учреждений Банка России, в которых открыты счета кредитных организаций и клиентов Банка России.
С 1996 года в платежной системе Банка России началось внедрение электронных технологий при осуществлении межбанковских расчетов. Однако в силу объективных причин, обусловленных ограниченными ресурсами, невысоким уровнем развития технической базы и телекоммуникационной инфраструктуры, создаваемая Банком России система электронных расчетов имела децентрализованную структуру. Тем не менее, внедрение систем внутрирегиональных, а затем межрегиональных электронных расчетов способствовали постепенному вытеснению бумажных технологий почтового и телеграфного авизования.
К концу 1998 года было, в основном, завершено построение двухуровневой архитектуры платежной системы Банка России, состоящей из взаимосвязанных региональных компонент, в которых расчеты по платежам выполнялись по принципу «каждый с каждым». При этом в зависимости от географического месторасположения отправителя и получателя, платежи проводились либо с применением систем внутрирегиональных электронных расчетов либо с применением системы межрегиональных электронных расчетов платежной системы Банка России. Такая архитектура полностью соответствовала имевшимся в тот период потребностям в расчетах, а также уровню развития телекоммуникаций и технических возможностей Банка России.
Создание сервисов внутрирегиональных и межрегиональных электронных расчетов в платежной системе Банка России позволило существенно сократить сроки завершения расчетных операций, способствовало развитию и распространению электронных технологий в банковской системе Российской Федерации в целом.
Однако существование децентрализованной системы, характеризовавшейся технологическими различиями между регионами, создавало дополнительные трудности для тех банков, которые стремились развивать свою филиальную сеть на территории различных субъектов Российской Федерации. Кроме того, технологические различия в функционировании региональных компонент платежной системы Банка России определяли различный набор сервисов, предоставляемых кредитным организациям Банком России в разных регионах страны. В результате кредитные организации вынуждены были выстраивать различную политику в области управления собственной ликвидностью для региональных филиалов с учетом возможностей внутрирегиональных систем расчетов.
Главное на сайте
Фонды и фондовый рынок
По разнообразию финансовых инструментов и групп участников российский финансовый рынок вполне сопоставим с мировым.
Ипотечное кредитование
В настоящее время в России в числе первоочередных задач социально-экономического развития стоит задача формирования рынка доступного жилья посредствам создания условий для увеличения платежеспособного спроса населения на жилье, и увеличения объемов жилищного строительства.