Проблемы и причины их возникновения в сфере кредитования субъектов малого предпринимательства
- формирование институциональных условий для развития кредитования предпринимательства банковскими учреждениями;
- развитие системы бизнес-инкубаторов для начинающих предпринимателей;
- совершенствование нормативной правовой базы в целях сокращения административных ограничений и барьеров для предпринимательской деятельности;
- обеспечение доступа субъектов малого предпринимательства к недвижимому имуществу, находящемуся в государственной и муниципальной собственности.
В то же время, эксперты отмечают, что увеличение объемов кредитования малых предприятий приведет к сколько-нибудь существенному увеличению финансовых возможностей лишь тех заемщиков, которые самостоятельно добились финансовой устойчивости, имеют позитивную историю взаимодействия с банками и готовы привлекать сравнительно большие кредиты. Напротив, возможности привлечения средств вновь создающимися малыми предприятиями и выдачи микрокредитов в целом остались на прежнем уровне. В результате, если рассматривать не удовлетворение абстрактных "потребностей" в финансовых средствах, а долю малых предпринимателей, имеющих реальную возможность получить кредит в банке (около 10%), ситуация выглядит еще менее позитивной [28. C.344].
По мнению экспертов, такого рода дисбаланс возникает в результате того, что при распространении на малое предприятие традиционных схем корпоративного кредитования уровень возникающих рисков и накладных расходов оказывается слишком высоким, и в то же время возникают проблемы с залоговым обеспечением привлеченных предприятием средств. В результате ни один коммерческий банк не может быть заинтересован в развитии микрокредитования в рамках классических схем финансового обслуживания юридических лиц.
Вместе с тем, по мере освоения региональными банками поточных схем кредитования, специализированных кредитных линий, предоставляемых банками международного и федерального значения, и создания адекватной сети продаж, работа с представителями малого бизнеса становится все более серьезным претендентом на роль новой "технологии прорыва".
Кредитование малого бизнеса – это новый растущий финансовый рынок, и он отнюдь не перегружен: каждый год открывается достаточно много малых предприятий. Конечно, многие и закрываются, но, в частности, одним из факторов этого закрытия является то, что они не находят финансирования. В то же время, параллельно растет и развивается рынок потребительского кредитования, который все еще далек от насыщения, несмотря на то, что на нем присутствуют практически все российские банки. Тем меньше оснований говорить о перспективах насыщения рынка кредитов малым предприятиям, который еще не вызывает массового интереса со стороны кредитных организаций и где рост предложения все еще не может угнаться за ростом спроса, а внедрение некоторых видов кредитных продуктов даже не начиналось [29. C.30].
По мнению экспертов, за последние 3-4 года объем кредитования малого бизнеса вырос на 80% и достиг к концу 2007 года сто шестьдесят миллиардов рублей. Потребность данной отрасли в заемных средствах сегодня удовлетворяется не более чем на 15-17%. Более оптимистически настроенные финансисты говорят о 20-процентной насыщенности рынка.
Главное на сайте
Фонды и фондовый рынок
По разнообразию финансовых инструментов и групп участников российский финансовый рынок вполне сопоставим с мировым.
Ипотечное кредитование
В настоящее время в России в числе первоочередных задач социально-экономического развития стоит задача формирования рынка доступного жилья посредствам создания условий для увеличения платежеспособного спроса населения на жилье, и увеличения объемов жилищного строительства.