Нормативно-правовая база, регулирующая уровень ликвидности кредитной организации
Важнейшие принципы эффективного банковского надзора были разработаны Базельским комитетом по банковскому надзору в сотрудничестве с надзорными органами государств, они стали и важнейшим международным стандартом по пруденциальному регулированию и надзору [38, с.7]. Согласно 14-му принципу Основополагающих принципов эффективного банковского надзора, органы банковского надзора должны убедиться в том, что банковские учреждения располагают стратегией управления ликвидностью, учитывающей профиль рисков организации и включающей пруденциальную политику и процедуры по выявлению, определению, мониторингу и контролю за риском ликвидности и ежедневному управлению ликвидностью. Органы банковского надзора вправе требовать от банков разработки плана действий в чрезвычайных обстоятельствах для решения проблем с ликвидностью.
Банковский надзор должен требовать, чтобы в банках были введены порядок и процедуры текущей оценки и мониторинга чистой потребности в финансировании. В рамках этого порядка и процедур, помимо прочего, определяется влияние других рисков (кредитного, рыночного, операционного и других) на банковскую стратегию управления ликвидностью; предусматривается анализ потребностей в финансировании при различных сценариях, диверсификация источников финансирования, проверка лимитов концентрации, стрессовое тестирование, частый анализ исходных посылок на предмет их надежности.
На основании статьи 62 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [3] с целью обеспечения устойчивости кредитных организаций Банком России устанавливаются обязательные нормативы, включая и нормативы ликвидности. В соответствии со статьей 66 указанного закона о Центральном банке нормативы ликвидности кредитных организаций определяются как отношение активов и пассивов с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторах, а также как отношение ликвидных активов (наличных денежных средств, требований до востребования, краткосрочных ценных бумаг и других легко реализуемых активов) и суммарных активов.
Банки представляют в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за их деятельностью, сведения о расчете обязательных нормативов (в том числе нормативов ликвидности) и их значений по форме отчетности 0409135 «Информация об обязательных нормативах» [8].
Банком России осуществляется надзор за соблюдением кредитными организациями нормативов ликвидности на основании:
- данных отчетности;
- результатов проверок [14, с.169].
Согласно базельским принципам, надзорные органы должны выпускать для банковских учреждений руководство по управлению ликвидностью. В руководстве учитываются невыбранные кредитные обязательства и другие забалансовые пассивы, а также имеющиеся балансовые пассивы. Рекомендации для кредитных организаций по управлению риском ликвидности изложены в Письме Банка России от 27.07.2000 N 139-Т «О рекомендациях по анализу ликвидности кредитных организаций» [9], и предусматривают:
- четкое определение органа в кредитной организации, ответственного за разработку и проведение политики и принятие решений по управлению ликвидностью;
Главное на сайте
Фонды и фондовый рынок
По разнообразию финансовых инструментов и групп участников российский финансовый рынок вполне сопоставим с мировым.
Ипотечное кредитование
В настоящее время в России в числе первоочередных задач социально-экономического развития стоит задача формирования рынка доступного жилья посредствам создания условий для увеличения платежеспособного спроса населения на жилье, и увеличения объемов жилищного строительства.