Нормативно-правовая база, регулирующая уровень ликвидности кредитной организации
- увеличение уставного капитала кредитной организации;
- получение субординированных займов (кредитов);
- реструктуризацию обязательств;
- привлечение кредитов (депозитов);
- ограничение (прекращение) операций по кредитованию;
- реструктуризацию активов кредитной организации, в том числе продажу части активов; сокращение либо приостановление осуществления расходов [16, с.175].
Необходимо отметить, что в целом правовое регулирование риска ликвидности в российском законодательстве соответствует международно-правовым стандартам, содержащимся в документах Базельского комитета по банковскому надзору. Дальнейшее развитие российского законодательства (прежде всего нормативных актов Банка России) должно пойти по пути имплементации предложений Базельского комитета по банковскому надзору, содержащиеся в консультативном документе БКБН «Международные подходы к оценке, стандартам и мониторингу риска ликвидности» (декабрь, 2010 г.) [38, с.7], так называемом Базеле III, в части введения в отношении российского банковского сектора требований по расчету показателей краткосрочной ликвидности и чистого стабильного фондирования в сроки, определенные БКБН.
Согласно плану поэтапного внедрения новых регулятивных подходов, опубликованным в указанном выше документе нормативы ликвидности должны поэтапно внедряться в странах - членах Комитета в течение 2012-2018 гг. В соответствии с указанным планом предполагаются следующие направления и сроки реализации Базеля III в отношении введения новых нормативов ликвидности:
- начиная с 1 января 2012 года планируется представление банками отчетности по расчету показателя краткосрочной ликвидности (ПКЛ) и показателя чистого стабильного фондирования (ПЧСФ) на регулярной основе. Представление банками отчетности будет осуществляться в рамках периода мониторинга за значениями показателей ликвидности и их компонентов;
- с 1 января 2015 года (ПКЛ) и с 1 января 2018 года (ПЧСФ) новые нормативы ликвидности предполагается включить в перечень обязательных [35, с.169].
Таким образом, Российская Федерация как участник «Группы 20» и Комитета должна обеспечить своевременную и надлежащую реализацию в российском банковском секторе новых международных регулятивных требований. В этой связи Банк России проинформировал [7] о том, что положения Базеля III предполагается реализовать в отношении банковского сектора России согласно указанным выше срокам поэтапного внедрения. Соответствующие положения предусмотрены Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года, подготовленным Правительством Российской Федерации и Банком России [10].
В целом, все изложенное в данной главе позволяет отметить следующее:
ликвидность банковского учреждения предполагает возможность продавать ликвидные активы, приобретать денежные средства в центральном банке и эмитировать акции, облигации, депозитные и сберегательные сертификаты, прочие долговые инструменты;
- функции банковской ликвидности: удовлетворение клиентского спроса на кредитные ресурсы; удовлетворение денежного спроса со стороны клиентов, производящих платежи по своим расчетным, текущим счетам; удовлетворение требований вкладчиков в случае своевременного и досрочного изъятия ими депозитов;
Главное на сайте
Фонды и фондовый рынок
По разнообразию финансовых инструментов и групп участников российский финансовый рынок вполне сопоставим с мировым.
Ипотечное кредитование
В настоящее время в России в числе первоочередных задач социально-экономического развития стоит задача формирования рынка доступного жилья посредствам создания условий для увеличения платежеспособного спроса населения на жилье, и увеличения объемов жилищного строительства.