Деятельность коммерческих банков
Одной из функций коммерческих банков является обеспечение расчетно-платежного механизма. Выступая в качестве посредников в платежах, банки выполняют для своих клиентов операции, связанные с проведением расчетов и платежей.
Эмиссионно-учредительская функция
осуществляется коммерческими банками путем выпуска и размещения ценных бумаг (акций, облигаций). Выполняя эту функцию, банки становятся каналом, обеспечивающим направление сбережений для производственных целей. Рынок ценных бумаг дополняет систему банковского кредита и взаимодействует с ней. Коммерческие банки предоставляют посредникам рынка ценных бумаг (компаниям-учредителям) ссуды для подписки на ценные бумаги новых выпусков, а те продают банкам ценные бумаги для перепродажи в розницу. Если компания-учредитель, на имя которой зарегистрированы ценные бумаги, сама продает их, то банк может обеспечивать подписчиков на выпущенные ценные бумаги. При этом банк обычно организует консорциум по размещению ценных бумаг. Обязательства на значительные суммы, выпущенные крупными компаниями, могут быть размещены банком путем продажи своим клиентам, а не посредством свободной продажи на фондовой бирже. Например ТрансКредитБанк предоставляет своим клиентам инвестиционно-банковские услуги с 2004 года. За это время банк помог десяткам компаний и регионов РФ выйти на рынки капитала и привлечь средства на выгодных условиях.
Среди его клиентов компании-лидеры таких отраслей как транспорт, машиностроение, нефтепереработка, энергетика, девелопмент, а также крупнейшие российские регионы. Используя профессиональные знания и опыт, банк подготовим компанию к выходу на рынки капитала и организует привлечение средств с использованием следующих инструментов:
· корпоративные (в т.ч. биржевые) облигации
· субфедеральные облигации
· кредитные ноты (CLN)
· векселя
· публичное размещение акций (IPO)
Успех на рынках капитала зависит не только от фундаментальных показателей деятельности компании, но и от степени её соответствия нефинансовым требованиям инвесторов. Банк предлагает своим клиентам индивидуальные программы повышения инвестиционной привлекательности, включая, но не ограничиваясь:
· реструктуризацию бизнеса
· разработку и внедрение системы корпоративного управления
· трансформацию отчётности / внедрение учёта по МСФО
· разработку стратегии развития
Кроме того, банк оказывает услуги по сопровождению сделок слияния и поглощения (M&A) и частному размещению акций, в том числе:
· подбор активов / поиск стратегических партнёров (инвесторов)
· всестороннее исследование информации об активах (due diligence)
· моделирование и оценка бизнеса
· структурирование сделок [11]
Располагая возможностями постоянно контролировать экономическую ситуацию, коммерческие банки дают клиентам консультации по широкому кругу проблем (по слияниям и поглощениям, новым инвестициям и реконструкции предприятий, составлению годовых отчетов). В настоящее время возросла роль банков в предоставлении клиентам экономической и финансовой информации.
В условиях рыночной экономики все операции коммерческого банка можно условно разделить на три основные группы:
· пассивные операции (привлечение средств);
· активные операции (размещение средств);
· активно-пассивные (посреднические, трастовые и пр.)
В условиях рыночной экономики важность приобретает процесс нормирования банковских пассивов, оптимизация их структура и в связи с этим качество управления всеми источниками денежных средств, которые образуют ресурсный потенциал коммерческого банка. Очевидно, что устойчивая ресурсная база банка позволяет ему успешно проводить ссудные и иные активные операции. Поэтому каждый коммерческий банк стремится наращивать свои ресурсы.
К пассивным операциям банка относят: привлечение средств на расчетные и текущие счета юридических и физических лиц; открытие срочных счетов граждан, предприятий и организаций; выпуск ценных бумаг; займы, полученные от других банков, и т.д. Все пассивные операции банка, связанные с привлечением средств, в зависимости от их экономического содержания делятся на:
• депозитные, включая получение межбанковских кредитов;
• эмиссионные (размещение паев или ценных бумаг банка).
Ресурсы банка
состоят из заемных средств и собственного капитала. Собственный капитал – это средства, принадлежащие непосредственно банку, в отличие от заемных, которые банк привлек на время. Особенность собственного капитала банка по сравнению с капиталом других предприятии заключается в том, что собственный капитал банков составляет примерно 10%, а на предприятиях около 40–50%. Несмотря на небольшой удельный вес, собственный капитал банка выполняет несколько жизненно важных функций.
Главное на сайте
Фонды и фондовый рынок
По разнообразию финансовых инструментов и групп участников российский финансовый рынок вполне сопоставим с мировым.
Ипотечное кредитование
В настоящее время в России в числе первоочередных задач социально-экономического развития стоит задача формирования рынка доступного жилья посредствам создания условий для увеличения платежеспособного спроса населения на жилье, и увеличения объемов жилищного строительства.