Нормативно – правовое регулирование договора банковского счета
Договор банковского счета на практике оформляется, как правило, двумя способами: путем составления и подписания договора в виде единого документа; без такого документа.
Статья 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-
ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» (далее 115-ФЗ) возложила на банки обязанность идентифицировать по предъявленным документам личность клиента, который открывает счет. Кредитным организациям запрещено открывать счета (вклады) на анонимных владельцев.
Этой же статьей 115–
ФЗ определено, что для открытия счета клиенту необходимо представить в банк следующие документы: 1) заявление; 2) копию решения о создании организации; 3) копию устава (положения), 4) карточку образцов подписей и оттиска печати. В банк должны быть представлены: 5) свидетельство о постановке налогоплательщика –
владельца счета на учет в налоговом органе (п. 1 ст. 86 НК РФ); 6) документ, подтверждающий его регистрацию в качестве страхователя в исполнительных органах Фонда социального страхования Российской Федерации
Банки обязаны в течение 5-ти дней сообщать об открытии счетов организаций и индивидуальных предпринимателей налоговым органам (п. 1 ст. 86 НК РФ) и исполнительному органу Фонда социального страхования РФ по месту регистрации владельцев счетов. Статья 132 НК РФ предусматривает ответственность в виде взыскания штрафа за несообщение банком налоговому органу сведений об открытии счета. Ответственность за несвоевременное сообщение банком об открытии счета НК РФ не предусмотрена. Расширительное толкование положений ст. 132 НК РФ недопустимо.
При реорганизации юридического лица его счет закрывается, новый расчетный счет должен быть открыт на балансовом счете, соответствующем изменившемуся правовому положению клиента. При этом договор банковского счета не прекращается. Однако в него при необходимости могут быть внесены соответствующие изменения. Одновременно клиент должен представить в банк документы, подтверждающие реорганизацию: учредительные документы в новой редакции, документ, подтверждающий государственную регистрацию реорганизованного юридического лица, справки из соответствующих фондов и т.п.
Статьей 15.7 Кодекса об административных правонарушениях (далее КоАП) установлена административная ответственность банков за открытие организации или индивидуальному предпринимателю счета: без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, или органе государственного внебюджетного фонда; при наличии у банка (иной кредитной организации) решения налогового, либо таможенного органа о приостановлении операций по счетам данного лица. Основания списания денежных средств со счета. Списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.
Согласие владельца счета на списание средств является основанием для совершения банком этой расходной операции. Списание средств без его согласия является исключением и допускается только в трех случаях, перечисленных.
По решению суда банк может списать сумму долга без согласия должника на основании исполнительного листа:
–юридические лица –
взыскатели должны представить в обслуживающий банк инкассовое поручение (пп. 8.3, 12.1, 12.2, ч.1 Положение № 2-П);
–взыскание средств с бюджетных счетов на основании исполнительных листов судебных органов имеет особенности (см., например, ст. 239, 286 –
288 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
–списание денежных средств без согласия владельца счета может осуществляться также в случаях, предусмотренных в законе.
Главное на сайте
Фонды и фондовый рынок
По разнообразию финансовых инструментов и групп участников российский финансовый рынок вполне сопоставим с мировым.
Ипотечное кредитование
В настоящее время в России в числе первоочередных задач социально-экономического развития стоит задача формирования рынка доступного жилья посредствам создания условий для увеличения платежеспособного спроса населения на жилье, и увеличения объемов жилищного строительства.